Израиль: шанс подняться или пропасть
Бааль Сулам, "Статья в завершение Книги Зоар": По сравнению с теми временами, когда земля Израиля еще находилась под властью чужаков, ничего не изменилось, и нынешние нравы никак не отличаются от прежних – ни в законах, ни в экономике, ни в духовном развитии.
Давайте поговорим о государстве Израиль и о том, к чему оно пришло. Наш народ возвратился сюда после двухтысячелетнего изгнания. Однако, по сути своей, мы так и не вернулись из стран рассеяния. Мы пытаемся устроить здесь Америку, Европу, мы привозим сюда чужую культуру, привносим чужие нравы, насаждаем чужие законы… А хуже всего то, что мы культивируем разобщенность.
В результате здесь собрались "продукты изгнания", насмехающиеся друг над другом, ненавидящие и презирающие друг друга. Мы видим, как вскипела эта клоака в период выборов: даже лидеры крупных секторов населения позволяют себе беззастенчивые выпады в сторону "других", не понимая, что подобные нападки унижают самих обидчиков.
Это противоречит самой основе народа. Даже за рубежом далеко не везде можно столкнуться с подобными нравами. Мало того, что местные элиты настраивают огромные части населения друг против друга, чуть ли не стравливают их между собой, – многие к тому же гордятся своей враждебностью.
Эгоизм полностью затмил нашу исконную культуру, дискредитировал принцип любви к ближнему, как к себе, лежащий в фундаменте нашего народа. Сегодня мы потеряли всякую связь с корнями. Мы уже не тот народ Исраэля, которым были когда-то, а нечто совершенно иное. Собственно говоря, мы ли это? Если люди так отзываются о своих собратьях, разве могут они относиться к Исраэлю?
Первый закон наших взаимоотношений гласит: "Не делай другому того, что ненавистно тебе". Второй закон: "Возлюби ближнего, как себя". Удосуживается кто-нибудь сегодня хотя бы посмотреть в ту сторону?
В итоге на этой земле нет ни настоящей страны, ни настоящего народа, а есть то, что называется "собранием изгнаний" (кибуц галуйот). Сгрудились в одном месте несчастные люди, которым некуда деться. После всех исторических перипетий, после политических игр, силовых акций и обманов они оказались здесь – и теперь их просто используют в своих интересах те или иные группы.
Сложилась неприглядная, извращенная ситуация. Наше существование здесь ничем не напоминает даже того, что рассчитывали увидеть народы после знаменитой резолюции ООН 1947 года. Если рассматривать взаимоотношения между нами, никогда и нигде за всё время изгнания они не были столь скверными, как сегодня. Так зачем всё это? Какая нам от этого польза?
Мы словно взяли обратный курс, выбрали "тренд", противоположный тому, в котором нуждаемся. Наша Декларация независимости провозглашает еврейское государство, ценности народа Израиля, живущего в земле Израиля. Однако ни того, ни другого нет и в помине. Мы – горстка людей, стиснутая на узкой полоске земли и ведущая нескончаемую борьбу за существование, за физическое выживание. И для этого мы здесь? Стоит ли оно того?
Настало время дать себе отчет в происходящем и разобраться, есть ли смысл продолжать этот "проект" в его нынешнем виде. Ведь текущий его формат не сулит выгоды никому из нас. Если мы хотим, чтобы наши дети унаследовали культуру народа, прониклись его духом, – лучше сделать это за рубежом. Здесь люди удостаивают друг друга иного отношения, здесь между ними ведется постоянная борьба, здесь царит напряжение и недоверие, здесь нередко мы сталкиваемся с полнейшим невниманием и ненавистью. Заграницей, по крайней мере, мы "держим дистанцию", стараемся не задевать друг друга, а здесь взаимное трение – норма. И всё это вдобавок переносится на "воспитание" детей.
Неслучайно сказано, что, восходя, народ Израиля достигает высот, а опускаясь, скатывается в пропасть. Это действительно так. Ничто здесь не напоминает подлинную картину жизни сплоченного народа Исраэля на своей земле. Наши предки, увидев происходящее, не разглядели бы в нас ничего настоящего.
Государство Израиль пошло по стопам Советской России, которая не подготовила людей к коммунистическому строю, и Евросоюза, который хотел создать "объединенный рынок", но, за отсутствием подготовки, получил "объединенный базар". Вот и мы, еврейский народ, оказались совершенно не готовы к возвращению на свою землю. Мы не ввели в своей среде интегральное образование, не позаботились о том, чтобы научить людей объединению. И этой "кривой стежкой" мы зашли намного дальше остальных.
Людей, прибывавших в Израиль со всех концов света, учили не объединяться, а насмехаться над другими. Когда я приехал сюда в 1974 году, меня поразили развлекательные программы по телевидению. Почти все они строились на том, как выходцы из разных стран высмеивают друг друга. Я не мог понять, почему это доставляет людям такое удовольствие. В России тех времен между людьми не было подобной ненависти, а здесь передо мной развернулась картина детских дворовых разборок с их бахвальством и взаимными унижениями.
Одно дело – добрая шутка, и другое дело, когда такой подход становится нормой на долгие годы, пока не сменяются поколения. Да и это не решает проблему – просто ненависть принимает теперь другие формы и поднимается на новые "высоты", выплескиваясь из уст тех, кто наделен властью. Мы безмерно далеки от своих истоков, и как бы ни хотелось нам похвалиться достигнутыми "успехами" – чудесной страной и замечательным народом, действительность опровергает эти мечты.
Прогнила сама основа народа, и мы утратили всякую связь с тем "Исраэлем", которым были когда-то, пускай даже в изгнании. К примеру, раньше любая еврейская община принимала собратьев, откуда бы они ни приезжали. Но сегодня, к сожалению, всё не так. Страну никак нельзя назвать "плавильным котлом", из которого выходит единый народ. Напротив, разобщение, расслоение только усиливается и перекидывается на идеологическую сферу. Если раньше мы разнились по "внешним признакам", то теперь границы проходят глубже, разделяя нас по убеждениям, по религиозным секторам, по образу жизни… Мало того, к этой розни приучают детей. Так что, вместо "котла" мы получили "сепаратор".
Всё это проистекает из первоначального разрушительного подхода, заложенного в основе государства. В свое время его лидеры не пожелали прислушаться к Бааль Суламу, не провели в народе подготовительную работу – и вот результат. Дело дошло до того, что религиозная часть населения, вместо того чтобы демонстрировать единство, находит всё новые причины для взаимной изоляции и преуспевает в разобщении чуть ли не больше, чем светский сектор. То, что должно было послужить базой для объединения, стало "центрифугой", разбрасывающей всех в разные стороны…
В прежние времена дела обстояли иначе, но, к несчастью, мы настолько оторвались от корней, что совершенно не понимаем собственную историю, не видим за внешними описаниями суть всего того, что пережил наш народ в древние времена. Тогда все проблемы вращались вокруг главного, исконного стремления объединиться. Со времен Авраама и до разрушения Второго храма среди нас возникало множество конфликтов, и все они были частью постоянного поиска, постоянных попыток сплотиться над тем, что нас разделяло.
Это было вечное преодоление, война против силы раскола, и именно о ней рассказывают первоисточники. Вся наша история в те времена была борьбой за связь с Творцом. Люди прилагали гигантские усилия, стараясь возобладать над эгоистическим желанием, которое то и дело вспыхивало в каждом по отдельности и во всех вместе. Вспыхивало так, что сегодня мы просто не можем себе этого представить. В тяжелейших условиях, раздираемые жесточайшими порывами к раздору, люди вопреки всему старались держаться вместе.
Это был трудный и в то же время прекрасный путь. Спокойствия мы никогда не знали, да и нельзя успокаиваться. Сказано, что человек сам должен пробуждать зарю, не дожидаясь, пока она пробудит его. Пробуждать, чтобы быстрее выявлять решимот и приступать к исправлениям. Всё тогда было устремлено в верном направлении, все знали, что должны объединяться. Вражда саддукеев и фарисеев, борьба с Грецией и Римом – на самом деле это были внутренние, идеологические войны в народе не за материальное, а за духовное наследие, ради единства, как можно более крепкого. Все тогда находились на духовных ступенях скверны и чистоты, все стояли перед внутренним выбором, а не перед нынешним "выбором" из числа нескольких политических партий, результаты деятельности которых безнадежно предсказуемы…
И самой трудной, самой низкой вехой на этом пути стало преддверие краха Второго храма, когда любовь обернулась ненавистью. Рабби Акива кричал тогда о любви к ближнему, но даже его ученики больше не могли удерживаться на этой ступени. Тогда-то и началось последнее изгнание.
Нам сегодня не понять перипетий и вызовов той эпохи, мы видим лишь внешнюю канву и можем истолковывать ее как угодно. На самом же деле народ Исраэля шел особым путем развития, поднимаясь над эгоистическим желанием, над собой, в неустанной тяге к единству. И нет ничего удивительного в том, что именно единства нам недостает сегодня, когда весь мир столкнулся с глобальным кризисом, охватывающим все сферы жизни людей. Ведь именно в нас, на уровне генной памяти, заложен отголосок былого сплочения, и именно у нас имеется четкая методика объединения, которую мы пока что отказываемся применять.
Методика эта позволяет сблизиться, понять, в чем состоит свобода воли, разобраться в том, как окружение воздействует на человека, и планомерно выстроить оптимальные условия для счастливой жизни – не только в отдельно взятом народе, а во всем человечестве.
Но мы глухи к позывным истории. Сколько же мы еще сможем прожить здесь, пока свыше нас не выгонят отсюда? Как говорит Бааль Сулам, такая угроза существует. Или в конце концов мы все-таки осознаем происходящее и начнем меняться? Одна из двух этих альтернатив – таков наш выбор сегодня. Ведь по сути, вернувшись на свою землю, мы всего лишь получили шанс, окно возможностей, и открылось оно не навечно, а на короткое время.
Угрозы, с которыми сталкивается наша страна, постоянно растут. Нынешний хаос на Ближнем востоке, в долгосрочной перспективе, не сулит нам ничего хорошего. Неслучайно в мировых СМИ появилась утечка о докладе американских спецслужб, согласно которому, через десять лет Израиль прекратит свое существование. Видимо, такие у Америки планы. Вообще, американцы строят планы касательно всего мира – только не знают, какие планы есть на их собственный счет.
Но так или иначе, уже создается ощущение, что весь "израильский проект" носит временный характер. Да, у нас есть материальный шанс и шанс на духовном уровне: ведь если мы не реализуем себя на пути ускорения, то пойдем тяжелым путем, на котором всё вершится в свой срок. Сама по себе возможность, которая нам сегодня предоставлена, еще не обещает позитива – она обращена в обе стороны. Мы представляем ее себе, как возможность достичь лучшего либо остаться с тем, что есть. Но нет, она двунаправлена: если мы не реализуем себя в позитивном направлении, то автоматически откатимся к негативному сценарию. И если мы не умеем правильно действовать в такой ситуации, то лучше бы нам и не получать свой шанс вовсе.
Первоисточники рассказывают о мудрецах, которые семьдесят лет обсуждали вопрос о том, что лучше для человека: рождаться или не рождаться на свет? И в итоге постановили: лучше не рождаться, поскольку страдания велики, но если уж родился – делай что нужно.
Без смены текущего подхода, без подлинного возвращения к тому, что зовется "землей Исраэля", мы проиграем по-крупному. Народ еще не понимает этого, однако нет худа без добра. В итоге всё подводит нас к "осознанию зла" – т.е. к честному анализу болезни и правильному диагнозу. Дело тут не в каких-то конкретных людях. Ни на кого нельзя указать пальцем как на источник проблем. Мы все отвечаем за свое будущее. И именно это вселяет надежду – ведь вместе всегда легче взяться за то, что две тысячи лет тяжелым грузом лежало на плечах одиночек.
Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 18.02.2013
Регулировщики духовного трафика
Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.
Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.
Если нет - зарегистрируйтесь.